Юность. Начало Великой Отечественной войны.
Но детство проходит. Окончена школа.
Училище. Трудно от дома вдали.
А тут и война. Комсомолки – на помощь
Спешили и сил своих не берегли.
Патруль по ночам и дежурство в больнице,
Работа, забота – и так день за днём.
Ведь мы – комсомолки, и в горе поможем,
Страну от захватчиков мы сбережём.
После окончания школы в 1938 году Анна вместе с подругой Галей Кильцовой поступила в библиотечный техникум в Ленинграде, где училась два года, на третий год учёбы переехала в Выборг. Обучаясь в техникуме, Анна много читала, много и долго занималась. Учёбу закончила с отличием в июне 1941 года. Сразу вступила в комсомол, и все поручения выполняла безукоризненно.
Анна знала финский, вепсский, русский, карельский, английский языки. Девушка готовилась к самостоятельной жизни, строила планы на будущее. Но все ее ожидания и стремления перечеркнула внезапно разразившаяся война, тревожные сообщения о которой зазвучали из всех репродукторов.
Галина Кильцова - подруга Анны вспоминает: «22 июня, когда сдавали государственный экзамен, все были весёлые, оживлённые, но в то же время и немного грустные. Жалко было расставаться. Вдруг по радио прозвучало: ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВОЙНА!..
Анна получила направление на работу в библиотеку города Сегежа. После трудового дня принимала активное участие в работе санитарной дружины, дежурила в госпитале №213, ухаживала за ранеными, писала письма от их имени, читала им газеты и журналы. Юную комсомолку тянуло к более активным действиям с врагом.
Подруги Анны Лисицыной Анастасия и Вера Крупины в мае 1975 года прислали на адрес Шелтозерского вепсского музея письмо из Сегежи: «На комсомольском собрании в первые месяцы войны Аня обратилась к нам с просьбой: переговорить с Юрием Владимировичем Андроповым – первым секретарём Центрального комитета комсомола Карело-финской АССР, о направлении её в спецшколу, которая готовила партизан-разведчиков для работы в тылу врага. Ей очень хотелось самой принимать участие в разгроме противника. К тому же она владела финским языком.
В это время в Сегежу как раз приехал Юрий Владимирович Андропов с целью комплектования спецшколы по подготовке кадров для работы в тылу врага. Кандидатура Ани обсуждалась на комсомольском собрании, ей была дана рекомендация для учёбы в спецшколе. Ознакомившись с рекомендацией, Андропов возражать не стал.
Аня приступила к занятиям в школе и со всей серьёзностью взялась за овладение программой. Школу закончила успешно. Могла работать на рации, овладела огнестрельным оружием, изучала парашютное дело. При необходимости могла использовать взрывчатые вещества».
Очень тревожилась за Анну мать: «Как она, совсем еще девчонка переживает все беды и невзгоды военного времени?» Но вскоре получила от Анны маленькое письмо, нерадостное, тревожное: «Мама, приезжай пожалуйста, срочно в Петрозаводск, найдешь меня по адресу, который прилагаю к письму, нужно мне повидаться с тобою, жду с нетерпением, Анна.»
Мария Ивановна, получив это письмо, в тот же день выехала в Петрозаводск. Радость кратковременной встречи с дочерью оставила в душе смутное беспокойство. Анна была немногословной, что-то недоговаривала, больше улыбалась, обнимала и, как могла, успокаивала мать. В общих словах сообщила, что приняла решение идти на фронт, что когда страна и родной край в опасности, долг молодежи встать на защиту родины.
Мария Ивановна сердцем понимала, что отговаривать дочь от этого шага бесполезно. Она-то лучше других знала характер дочери – если та принимает какое-то решение, значит, оно у нее обдумано и она от своего не отступит. К тому же звание комсомолки в те дни ко многому обязывало.